20.05.2012 в 17:36
Пишет
Эрл Грей:
Внезапно!
Крылатые гусары
Польские вооружённые силы, сражаясь на стороне союзников во Второй мировой войне, носили в виде значка символическое крыло, почти вертикальное, немного изогнутое сверху. Эта эмблема была взята из старой польской военной традиции - большие крылья из дерева и перьев были эмблемой польской гусарской кавалерии, которая образовалась в начале XVI в. Она была победоносной на многих полях сражений (особенно в войнах против Москвы, Швеции, татар и Турции) и просуществовала почти до середины XVIII в.
читать дальше
...Некоторые настоящие элементы гусарского вооружения и оснащения XVI в. сохранились. Среди них мы нашли набор венгерских щитов в Magyar Nemzete музее в Будапеште и в Государственной коллекции искусства замка Вавель в Кракове. На некоторых из них изображена эмблема в виде орлиного крыла, но из иконографических источников очевидно, что они были украшены настоящими орлиными крыльями по традиции, пришедшей из Турции (всадники отборных турецких отрядов, которые назывались "дели"Изображение, отличались крыльями и шкурами диких животных).
...После 1550 г. стали упоминаться шкуры леопардов, тигров, медведей и волков, но при их отсутствии гусары теперь носили специальные мантильи на своих плечах. Также с этих времён появляются первые упоминания о больших крыльях из орлиных, журавлиных или страусовых перьев, в последствии раскрашенных в красные, синие или зелёные цвета. В этом отчётливо прослеживаются традиции турецких дели, но форма польских крыльев была необычной: перья вставлялись в ряд в специальные отверстия, просверленные в прямых деревянных досках, которые раскрашивали или покрывали малиновым вельветом и украшали латунью. С помощью специальных металлических стержней, приклёпанных к деревянной основе, крылья удерживались на наспиннике кирасы, на котором были фиксаторы. Если гусару надо было снять крылья или кирасу, он прикреплял крылья к держателям на седле. Гусары без доспеха долгое время встречались в XVI в. и даже позже. Эти польские гусары без доспехов, но с одним длинным крылом из страусовых перьев прекрасно изображены на гравюре Стефано делла Белла (Stefano della Bella), который наблюдал польских рыцарей и солдат в компании польских послов в Риме в 1633 и в Париже в 1645 годах. В то время использовались и гусары в доспехе, и гусары без доспеха, но крылья были главной отличительной чертой этого рода войск. Их функция и значение до сих пор точно неизвестны.
Есть мнение, что в бою шелест крыльев пугал вражеских лошадей, но очевидно, что шелест даже тысяч крыльев потерялся бы в страшной какофонии войны. Была предпринята попытка объяснить назначение крыльев как защиты против лассо, которые использовали восточные всадники, особенно татары, но этот тезис также не был доказан. На самом деле, единственным предназначением крыльев было создание мощной психологической атаки. Рыцарь с крыльями, закованный в доспехи со шкурой дикого животного, должно быть, выглядел как сверхчеловеческое существо, вызывающее у наблюдателя бурю эмоций - панику, уважение и восхищение. Но в самой битве эти длинные, неуклюжие крылья, намертво прикреплённые к спине всадника, вряд ли были полезны. Мы должны признать, что гусары, скорее всего, не одевали крылья в битву, а то и вовсе носили их только на парадах и церемониях. ИсточнегСколько сразу ассоциаций.
URL записиИ вот еще оттуда:
Гусарский стиль после реформ Батория полностью показан в так называемом Стокгольмском свитке, который сохранился в Livrustkammaren в Стокгольме. Это раскрашенное полотно около 15 метров длиной и 50 см шириной показывает церемониальный въезд короля Жигимонта III Вазы и королевы Констанции в Краков в 1605 г. Позади других военных отрядов два эскадрона гусар в полном облачении и вооружении сопровождают царственную чету. У этих гусаров лёгкие шлемы и кирасы с кольчужными рукавами, по одному крылу с чёрными перьями, леопардовые шкуры и узорчатые килимы на плечах, копья с длинными флажками, сабли и палаши, шпоры польского типа, произошедшего от татаро-турецкого стиля. Примерно с тех же времён происходит неплохой портрет гусарского офицера в Национальном музее Познани и миниатюра двух сражающихся гусар без крыльев в Архиве краковского костёла.